Регистрация СМИ: правовые аспекты

Государственная регистрация СМИ является обязательным условием, обеспечивающим законность издания и распространения средств массовой информации. Согласно законодательству Российской Федерации, в частности – Закону РФ N 2124-1 "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 года (действующая редакция от 02.07.2013 года), к средствам массовой информации относятся периодические издания печатного или электронного формата, теле- и радиопрограммы, видео- или кинохроникальные программы а также иные формы периодического распространения информации в массовых масштабах.
Деятельность незарегистрированных СМИ, подразумевающая создание или массовое распространение информационной продукции без государственной регистрации, является незаконной, и влечет за собой административную ответственность согласно Статье 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штрафы по данной статье варьируются от 1 000 до 30 000 рублей.
Кому необходима государственная регистрация СМИ?
Исходя из юридической практики, столкнуться с необходимостью регистрации СМИ могут два типа клиентов:
1) Физические и юридические лица, изначально планирующие создание СМИ в качестве бизнес-проекта, информационно-просветительской или образовательной деятельности. Государственная регистрация для них является первым запланированным этапом проекта, и зачастую проводится еще до создания информационного продукта.
2) Физические или юридические лица, изначально ведущие информационную деятельность для других целей – в качестве хобби, ради общения или для профессиональной самопрезентации. Примерами могут быть создатели небольших веб-сайтов, личных или корпоративных блогов или форумов, постепенно набравших популярность и получивших обширную аудиторию. Необходимость регистрации в качестве СМИ для них возникает, когда их проекты перерастают в полноценные информационные ресурсы, и становится способом легализации информационной деятельности. Они могут воспринимать регистрацию СМИ, как необходимый этап для превращения личного проекта в коммерческий, либо как вынужденную меру (к примеру, когда объем аудитории в какой-то момент возрастает, и они попадают под действие поправки в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 22 апреля 2014 года).
Регистрация СМИ обязательна для следующих типов информационных проектов:
- Периодические печатные издания – газеты, журналы, альманахи, бюллетени и другая печатная продукция тиражом в 1000 и более экземпляров, которая имеет текущий номер, постоянное название и публикуется не реже 1 раза в год;
- Периодическая аудиовизуальная продукция – теле-, радио-, видео- или кинохроникальная программа, то есть, совокупность периодических аудио- или аудиовизуальных материалов (передач), которая имеет постоянное название и выходит в эфир не реже 1 раза в год;
- Информационное агентство – согласно закону, информагентства одновременно имеют статус СМИ, издателя, распространителя и редакции СМИ;
- Иные средства массовой информации. Этот пункт, помимо прочих, включает в себя веб-сайты, сетевые издания, программы Интернет-вещания, планирующие вести деятельность по распространению массовой информации в качестве СМИ, либо ресурсы, суточная аудитория которых превышает 3000 посетителей.
Отдельной регистрации требует редакция СМИ, если она создается в качестве юридического лица, в соответствии с Законом РФ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 года.
Регистрация СМИ не является обязательной в следующих случаях:
- Учредителем СМИ являются органы государственной власти, а само СМИ создается исключительно для публикации официальных сообщений;
- Тираж СМИ составляет менее 1000 экземпляров;
- Радио- или телепрограммы, распространяемые посредством кабельных сетей, а их вещание ограничено одним помещением либо территорией одного учреждения, предприятия или учебного заведения, а также при аудитории, не превышающей 10 абонентов.
Хотя регистрация СМИ в указанных случаях не считается обязательной, она может быть произведена в добровольном порядке.
Регистрация электронных СМИ
В последнее время в сетевых обсуждениях особенно актуален вопрос регистрации сайтов и блогов в качестве СМИ. Последние законодательные изменения, в частности, Федеральный Закон N 97-ФЗ (последняя редакция от 21.07.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты…» от 05.05.2014 года, вызвали бурные дискуссии, которые продолжаются и сейчас. Однако прохождение регистрации электронного СМИ, хоть и добавляет хлопот и ответственности, но все же дает ряд серьезных преимуществ, в том числе – возможность привлечения рекламодателей и юридическую защиту авторских прав.
Преимущества регистрации сайта как СМИ:
- Получение статуса СМИ дает определенный правовой иммунитет для информационного ресурса;
- Статус электронного СМИ позволяет вести легальную информационную деятельность и получать от нее доход;
- Возможность получать аккредитацию на мероприятия и пресс-конференции, а также делать официальные запросы в государственные органы, на которые должностные лица обязаны давать ответы;
- Право не разглашать сведения об "источнике информации", за исключением случаев получения официального судебного запроса;
- Обеспечение защиты материалов сайта законом РФ "Об авторских и смежных правах";
- Незарегистрированные сетевые ресурсы и блогеры несут ответственность за комментарии пользователей, нарушающие законодательство РФ. В случае наличия регистрации СМИ при отсутствии премодерации комментариев такая ответственность не возникает.
Процедура регистрации СМИ
Регистрация СМИ производится в территориальных органах Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Роскомнадзор), если распространение изданий или вещание теле- и радиопрограмм ограничивается рамками одного региона. В случае если распространение/вещание планируется вести в нескольких регионах, регистрацию следует проходить в головном отделении Роскомнадзора в Москве. Учредителями средств массовой информации могут выступать как отдельные граждане, так и объединения граждан, предприятия, государственные органы. Срок рассмотрения заявления на регистрацию составляет 1 месяц.
Для прохождения процедуры регистрации СМИ необходимо Заявление и пакет документов, включающий:
- Документ об уплате государственной пошлины, которая начисляется в зависимости от типа и тематики СМИ (к примеру, для изданий рекламного или эротического характера пошлина будет в 5-10 раз выше стандартной, а для изданий культурно-просветительской тематики, а также СМИ для инвалидов, детей, подростков – ниже), а также от региона регистрации;
- Нотариально заверенную копию паспорта заявителя;
- Доверенность, если заявление и ведение дел в регистрирующем органе производится третьим лицом;
- Для сайтов требуется нотариально заверенная копия документа о праве использования доменного имени.
- Для юридических лиц в пакет документов входят заверенные копии Устава, свидетельства о регистрации юридического лица, свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц, выписки из ЕРГЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе учредителя СМИ.
- В зависимости от тематики и типа издания могут потребоваться дополнительные документы, к примеру, оригинал-макет предполагаемого печатного издания.
Зачастую лица, желающие зарегистрировать СМИ, испытывают сложности с заполнением заявления и формированием пакета документов. Из-за этого существует риск отказа в регистрации, при котором уплаченные пошлины не возвращаются.
Группа компаний «ЦЭСК» предлагает услугу регистрации СМИ, которая поможет успешно пройти процедуру регистрации в Роскомнадзоре, корректно заполнить заявление и составить пакет документов, сэкономив время, нервы и усилия. Вам потребуется всего один визит в офис ООО «ЦЭСК»! На странице услуги регистрации СМИ Вы также можете ознакомиться с условиями и подробным расчетом стоимости госпошлин.