Москва (многоканальный) +7 (495) 649-85-78
Бесплатно по России 8 800 555-02-78
пн–пт с 9:00 до 18:00 mail@glavsert.ru
Отличия ISO 9001:2015 от предыдущих версий: обзор Группы компаний «ЦЭСК»

Отличия ISO 9001:2015 от предыдущих версий: обзор Группы компаний «ЦЭСК»

01.02.2015

На 2015 год в мире стандартизации запланировано важное событие – выпуск новой версии стандарта менеджмента качества ISO 9001:2015, который находится в разработке с июня 2012 года. Проведя анализ данных исследования как реальных, так и потенциальных пользователей ISO 9001 и ISO 9004, проведенного посредством сети Интернет на 10 языках среди 11722 респондентов, представляющих 122 страны мира, технический комитет ISO/TC176 «Менеджмент и контроль качества» выпустил по-настоящему инновационный стандарт.

ISO 9001:2015 учитывает текущую экономическую обстановку, глобальные тенденции, актуальные потребности современных организаций и закладывает прочный фундамент для разработки последующих поколений стандартов на десятилетия вперед.

На сегодняшний день уже выпущена предварительная версия стандарта под названием ISO/DIS (Draft International Standard). Уже в январе 2015 года Международная организация по стандартизации (ISO) презентует версию FDIS (Final Draft International Standard), которая станет последним промежуточным этапом перед окончательным утверждением и выпуском ISO 9001:2015 в сентябре текущего года.

Уже на этапе DIS опубликованные тексты стандарта дают максимально объективное представление о финальной версии, а структура и положения стандарта в дальнейшем не будут содержать серьезных изменений. Все представленные в предварительной версии стандарта ISO 9001:2015 нововведения с максимальной вероятностью будут включены в полную версию, возможно, с определенными дополнениями и пояснениями.

НОВАЯ СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ИСО 9001:2015

Наверное, самым радикальным отличием от предыдущей версии стандарта серии ISO 9001 будет качественная эволюция стандарта от системы менеджмента качества, как свода правил для контроля несоответствий продукции и корректирующих действий, внутренних аудитов, документации и записей, до системы менеджмента бизнеса в целом. В ISO 9001:2015 внимание сосредоточено на аспектах лидерства организации, знаниях организации, планировании и обеспечении процессов, оценке эффективности, совершенствовании, а также на управлении рисками. Также новая версия делает акцент на достижении удовлетворенности и создании ценности от продуктов/услуг организации для всех заинтересованных сторон.

ISO 9001:2015 устанавливает новый стандарт для единой структуры не только в серии ISO 9001, но и в других системах менеджмента. Структура носит название «Структура высокого уровня», и в соответствии с ней в дальнейшем будут разрабатываться все новые стандарты.

Структура высокого уровня

Структура ISO 9001:2015 будет построена на основе следующего списка разделов:

0. Введение (общие сведения и базовые концепции – цикл PDCA, управление рисками, процессный подход, взаимосвязь с другими стандартами);

1. Области применения стандарта;

2. Нормативные ссылки на связанные стандарты;

3. Термины и определения;

4. Окружение организации (введены 2 новых раздела, связанных с контекстом организации: 4.1 – Понимание организации и ее контекста, 4.2 – Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, а также более четко прописана роль процессного подхода);

5. Лидерство (в новой версии усилены и акцентированы требования к лидерству, политике в области качества, документированию ответственности и полномочий топ-менеджмента);

6. Планирование СМК (введен новый блок требований: Раздел 6.1 Действия по реагированию на риски и возможности, согласно которому организации необходимо создать документированный план реагирования на риски);

7. Обеспечение (ресурсы, компетенции, осведомленность персонала, управление взаимодействиями, документированная информация);

8. Процессы (планирование и управление процессами, разработка, выпуск, контроль, планирование изменений, внешнее обеспечение, устранение несоответствий);

9. Оценка функционирования (мониторинг, измерение, анализ, оценка деятельности организации и удовлетворенности потребителей, внутренний аудит, анализ СМК);

10. Совершенствование (непрерывное улучшение продуктов/услуг, а также системы менеджмента, выявление несоответствий и корректирующие действия).

Изменения также коснулись базовых принципов менеджмента качества. Вместо 8 принципов осталось 7, принцип «Системный подход» отменен, принцип «Взаимовыгодные отношения с поставщиками» приобрел более широкий смысл и стал называться «Управления взаимоотношениями с заинтересованными сторонами», а принцип «Роль руководства» превратился в «Лидерство».

Принципы менеджмента качества

ISO 9001:2008

ISO 9001:2015

1. Ориентация на потребителя

1. Ориентация на потребителя

2. Роль руководства

2. Лидерство

3. Вовлечение персонала

3. Вовлечение персонала

4. Процессный подход

4. Процессный подход

5. Системный подход к управлению

5. Улучшения

6. Постоянное улучшение

6. Принятие решений на основе фактов

7. Принятие решений на основе фактов

7. Управление взаимоотношениями с заинтересованными сторонами

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

НОВЫЕ ТЕРМИНЫ ISO 9001:2015

  • Одним из важнейших нововведений версии стандарта ISO 9001:2015 станет введение нового понятия «Организационная среда». Этот термин включает окружающую бизнес-среду в совокупности внешних и внутренних факторов. При внедрении СМК и разработке продуктов и услуг необходимо учитывать условия организационной среды для стратегического планирования, анализа и оценки рисков.
  • Одной из составляющих организационной среды является еще одно новое понятие – «Заинтересованная сторона», под которой имеется в виду физическое/юридическое лицо, имеющее определенные интересы, связанные с организацией. Это могут быть клиенты, поставщики, акционеры, партнеры, государство и другие стороны.
  • Новый термин «Знания организации» расширяет понятия компетентности и осведомленности персонала, встречающиеся в предыдущих версиях стандарта. Организация должна определять, накапливать и поддерживать в доступном состоянии знания, необходимые для обеспечения соответствия качества продуктов и услуг установленным требованиям и ожиданиям потребителей. Знания могут распределяться между компетентным персоналом и физическими/электронными носителями информации по усмотрению руководства организации.

УПРАЗДНЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПОНЯТИЯ ISO 9001:2015

Перейдем к требованиям и понятиям, которых мы больше не увидим в новом тексте стандарта. Стоит отметить, что некоторые положения не совсем исчезли из ISO 9001:2015, а лишь перешли из статуса директивных в статус рекомендательных.

  • Требование разработки организацией «Руководства по качеству» в новой версии не является обязательным. Более не актуально и требование «Шесть обязательных документированных процедур» для управления качеством. Эти нормы признаны устаревшими, однако организации вправе продолжать применять их на свое усмотрение;
  • Термины «запись» и «документ» отменяются, во многом, в связи с распространением электронного документооборота. Взамен вводится понятие «документированная информация», описывающее требование к физическим доказательствам хранения информации (электронным либо печатным копиям);
  • В разделе 4.3, определяющем области применения, больше нет понятия «исключение» – теперь организации самостоятельно могут решить, какие элементы к ним неприменимы, при условии, что качество товаров и услуг не пострадает: "Если любое требование настоящего международного стандарта не может быть применено, это не должно влиять на способность организации гарантировать соответствие продукции и услуг";
  • Термин «аутсорсинг» также упразднен, сменившись понятием «внешнее обеспечение». Это понятие рассматривается в разделе 8.6 «Контроль продуктов и услуг от внешних поставщиков», объединяющем требования к закупкам и ауторсинговым процессам из версии ИСО 9001:2008. Меры, гарантирующие соответствие внешне предоставляемых товаров/услуги установленным требованиям к качеству, определяются на основе анализа рисков;
  • Понятие «продукт» заменяется на «товары и услуги», смещая акцент на конечный результат – создаваемую ценность для клиента и делая стандарт более гибким и универсальным;
  • В версии 2015 упразднен термин «предупреждающие меры» вместе с соответствующим разделом. Предупреждающие процедуры становятся частью процесса управления рисками.
  • Снимается требование назначать Представителей менеджмента по качеству. Теперь руководство должно быть вовлечено в управление качеством напрямую.

Для того чтобы сохранить прочные позиции на рынке в новых условиях экономики, внедряйте СМК на основе самой актуальной версии ISO 9001:2015 или адаптируйте действующую систему менеджмента на ISO 9001:2011 к новым требованиям стандарта!

Группа компаний «ЦЭСК» в 2015 году предлагает услугу подготовки к внедрению, сертификации или ресертификации СМК по ISO 9001:2015! Звоните и получайте БЕСПЛАТНУЮ консультацию наших экспертов! 


Закрыть
Оставьте заявку и мы с вами свяжемся!

Ваше имя *
Это поле обязательно для заполнения
Ваш телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Ваш e-mail *
Введён некорректный e-mail
Компания
Город
loading...
Скачать программу обучения