Москва (многоканальный) +7 (495) 649-85-78
Бесплатно по России 8 800 555-02-78
пн–пт с 9:00 до 18:00 mail@glavsert.ru
Чем грозит компании отказ от принципов менеджмента качества?

Чем грозит компании отказ от принципов менеджмента качества?

30.04.2013

Сертификацию ISO 9001:2008 предприятия проходят на добровольной основе. Решение о внедрении СМК принимается его высшим руководством. Однако ответ на почти шекспировский вопрос «Внедрять или не внедрять?» очевиден далеко не для каждого руководителя.

Давайте попытаемся разобраться, насколько велики шансы идти по пути процветания у компании, которая сознательно отказывается выстраивать систему управления на основе принципов менеджмента качества? Каким видится её будущее?

8 базовых принципов, опираясь на которые строится система менеджмента, позволяющая эффективно достигать стратегических целей и параллельно работающая на рост удовлетворенности потребителей, хорошо известны каждому специалисту в области качества. Изложены в свое время Эдвардсом Демингом, Джозефом Джураном и Филиппом Кросби они сильно коррелируются или совпадают со сформулированными International Organization for Standardization.

Речь идет о:

  • ориентации на потребителя;
  • выстраивании взаимно выгодных отношений с поставщиками;
  • лидерстве руководителя;
  • процессном подходе;
  • вовлечении работников;
  • системном подходе к управлению;
  • постоянных улучшениях;
  • необходимости принимать решения, основанные на фактах.

Поставить под сомнение правильность такой формулировки не позволяют очевидные факты. Достаточно вспомнить об опыте «четырех азиатских тигров» (Сингапура, Гонконга, Тайваня, Южной Кореи), послевоенной Японии или крупных корпораций Xerox и Toyota.

Мы не будем сейчас детально останавливаться на каждом из вышеприведенных принципов, остановимся для наглядности на двух из них – процессном и системном подходе. Катастрофично или нет их отсутствие для компании?

Управление процессом создания продукции для потребителей на базе функционального подхода (разбиения по сходству производимых операций) отлично зарекомендовало себя для конвейерного производства. Тем не менее, такой менеджмент не всегда позволяет гарантировать, что создаваемый продукт в полной мере отвечает ожиданиям потребителей. Процессный подход предполагает ориентацию на оптимизацию деятельности и учет требований внутреннего потребителя. С какими же проблемами может столкнуться компания, управленческая деятельность которой основывается только на функциональном подходе?

В первую очередь трудности возникают из-за несоответствия итогов работы требованиям со стороны внутренних потребителей, то есть на стыке различных функциональных зон менеджмента. Это обуславливает «холодную войну» подразделений в цепи «внутренние поставщики – внутренние потребители», необходимость периодически проводить «разбор полетов» и существенные издержки на переделку.

Конечно, назвать такое положение катастрофой для компании нельзя, ведь преодолев все барьеры контроля, продукция все же доходит до внешнего заказчика. Другое дело, что её себестоимость довольно высока, а, следовательно, она менее конкурентоспособна и приносит меньше прибыли. Будущее такого производителя далеко не радужное.

В современных условиях, когда доступ к технологиям, трудовым и финансовым резервам свободен именно менеджмент выходит на первый план в борьбе с конкурентами. Свидетельством его высокого уровня служит успех на рынке услуг и товаров. Что кроме своих трудностей смогут противопоставить конкурентам, ориентированным на процессный подход, адепты принципов функционального управления?

Теперь остановимся на системном подходе к менеджменту. Каждая организация представляет собой сложную систему, свойства которой иные, чем у её отдельно взятых элементов. Пренебрегая этим фактом, руководство предприятия рискует получить негативные результаты от, казалось бы, правильных решений. Почему?

Отказываясь от системного подхода к менеджменту, руководство не учитывает взаимоисключающие либо противоречащие цели разных функциональных подразделений, процессов или направлений деятельности компании. Таким образом, провоцируется неразбериха при достижении таковых. Управленческие решения принимаются без учета тех последствий, к которым они приведут, анализ системных факторов не проводится, совершенствование процессов управления носит характер «кавалерийского наскока».

Последствия такого подхода к менеджменту могут быть как мало заметными (зависит от характера и уровня управленческих решений) так и катастрофическими, парализующими всю работу компании. Стоит ли доводить дело до такой ситуации? Ответ на этот вопрос для каждого руководителя должен быть очевиден.


Закрыть
Оставьте заявку и мы с вами свяжемся!

Ваше имя *
Это поле обязательно для заполнения
Ваш телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Ваш e-mail *
Введён некорректный e-mail
Компания
Город
Поле проверки на робота должно быть заполнено.
Скачать программу обучения