Стандарт ISO 22000, определяющий требования к системе менеджмента безопасности пищевой продукции, выделяется среди иных международных стандартов контроля безопасности продовольствия передовыми решениями в части анализа угроз. Однако, невзирая на всё оказываемое этому стандарту внимание, многими предприятиями, имеющими комплексную организационную структуру, по-прежнему недооценивается его управленческий аспект.
В качестве примера, наглядно демонстрирующего все сложности механизма управления безопасностью продуктов продовольствия и его важную роль в обеспечении слаженной координации деятельности на пути к достижению цели, рассмотрим сектор крупной розничной торговли. При этом постараемся дать ответ на вопрос о том, почему при внедрении ISO 22000:2005 (ГОСТ Р ИСО 22000-2007) следует максимально серьезно отнестись именно к управленческому аспекту?
Речь пойдет об управлении безопасностью пищевой продукции на вертикальном (отдел продаж, осуществляющий контроль региональных офисов) и на горизонтальном уровне (финансовый департамент, департаменты закупок продовольствия и технического обслуживания, отделы кадров и маркетинга).
Управленческие функции
Разработка и внедрение системы менеджмента на базе стандарта ISO 22000:2005 требует глубокого понимания роли каждого корпоративного департамента и того влияния, который они оказывают на уровень безопасности продукции.
Например, отдел закупок отслеживает деловые взаимоотношения с поставщиками и вводит новую номенклатуру продукции. Подразумевается, что при этом работа осуществляется совместно с департаментом качества, разрабатывающим и внедряющим процедуру мониторинга, оценки и отбора поставщиков с целью обеспечить полный контроль безопасности продукции, которая потом появится на прилавках магазинов. Если такое взаимодействие и надлежащий контроль отсутствуют, то в торговой сети вполне могут появиться товары неизвестные департаменту качества. К сожалению, такие случаи встречаются нередко.
Департамент технического обеспечения несет ответственность за приобретение необходимого оборудования для охлаждения продуктов (морозильных камер, холодильных витрин, шкафов и пр.), принимает решение о размещении такового в магазинах, а также обеспечивает его техническое обслуживание. Соответствие надлежащим санитарным нормам и требованиям может гарантировать работа рука об руку технического менеджера с менеджером по качеству. Их взаимодействие важно на каждом этапе от анализа назначения оборудования до осуществления технического сервиса. Только при таком подходе в торговых залах не будет прецедентов использования систем охлаждения, непригодных для конкретного назначения.
Роль руководства
Личная заинтересованность высшего руководства торговой компании – обязательная составляющая успешного внедрения системы менеджмента безопасности продовольствия и её результативности в дальнейшем. И вновь на первый план выходит менеджер по качеству. Он должен убедительно представить руководителю все преимущества процессного подхода, а также осветить вопрос о том, какова реальная польза (добавочную стоимость) от системы. Успех достигается только при условии согласованности стратегии компании с работой по реализации проекта.
Система управления, основанная на требованиях ISO 22000, ориентирована по своей сути на удовлетворение потребителя, что не всегда совместимо с ориентированной на бизнес стратегией эффективности. Таким образом, необходимо выработать стратегию, одновременно основанную на принципах удовлетворения нужд потенциальных и существующих клиентов торговой сети при этом позволяющей получить подлинные конкурентные преимущества от использования инструментов системы управления безопасностью пищевой продукции. Иными словами, речь идет о преобразовании стратегии компании в целом, а это невозможно без доверия и поддержки руководства.
Идеальная координация и внутренняя коммуникация
Никто не будет спорить с тем, что обязательным условием торговли продовольствием является безопасность предлагаемой потребителю продукции. В сфере розничной торговли менеджмент безопасности пищевых продуктов – обязанность департамента качества, именно его сотрудники имеют необходимый опыт и знания в данной области. Очевидно, что на практике выстроить из такой управленческой деятельности реальную и результативную систему возможно только в том случае, когда существует идеальная координация всех видов деятельности, осуществляемых внутри компании и оказывающих влияние на безопасность продуктов питания.
Такую безупречную координацию, требующую дополнительных технических компетенций и вспомогательных знаний называют горизонтально-вертикальной интеграцией. Данный тип интеграции, поддерживаемой высшим руководством, обеспечивает эффективная внутрифирменная коммуникация. Поэтому потоки передачи информации стороны, контролирующие безопасность продовольственных продуктов внутри самой компании должны быть определены и описаны изначально.
Как уже было сказано выше, внутрифирменная интеграция политики безопасности пищевых продуктов неразрывно связана с глубоким знанием и пониманием стратегии компании. Прибавим сюда профессиональное управление персоналом и финансами. Они придадут менеджменту безопасности продовольствия подлинно управленческий аспект, на который делается особый акцент в стандарте ISO 22000.