
ISO/TS 16949 – отраслевой стандарт сертификации на основе международной системы ISO. Он содержит ряд требований и спецификаций к системам менеджмента качества для предприятий автомобильной промышленности, которые специализируются на проектировании, разработке, производстве, сборке, установке и техническому обслуживанию соответствующей продукции. Данный стандарт разработан Международной организацией по стандартизации ISO и техническим комитетом TC 176 ISO при непосредственном участии JAMA (Японской ассоциации автомобилестроителей) и IATF (Международной автомобильной группы).
Действие стандарта распространяется на предприятия, которые производят:
При этом требования данного стандарта не могут быть применены к производителям специальной техники (тракторов и прочей сельхозтехники, снегоуборочных машин и другой техники коммунального или строительного назначения). Однако, некоторые национальные эквиваленты, к примеру, белорусский СТБ ISO/TS 16949-2010, расширяют область применения ISO/TS 16949 и на производство спецтехники различного назначения.
Помимо компаний, специализирующихся непосредственно на автомобилестроении, стандартизация ISO/TS 16949 применяется на следующих видах отраслевых предприятий:
Область сертификации включает все элементы и площадки, на которых ведется деятельность, создающая добавленную стоимость конечного продукта, а также удаленные локации, на которых оказываются услуги поддержки и обслуживания. Производители запчастей, поставщики вспомогательных услуг (складирование, транспортировка и т. д), а также автономные конструкторские бюро, станции техобслуживания и центры дистрибуции не обязаны проходить отдельную сертификацию СМК на соответствие требованиям ISO/TS 16949, если они являются функциональными подразделениями сертифицируемого предприятия, так как они включены в область аудита производственной деятельности всего предприятия.
Предшественником спецификации ISO/TS 16949 был стандарт QS-9000, разработанный для североамериканской автомобильной промышленности на основе внутренних стандартов качества, сервиса и развития компаний Крайслер, Форд, и General Motors. Развитие данной спецификации было приостановлено в 1999 году, когда вышла первая редакция нового отраслевого стандарта ISO. К 2002 году регламент QS-9000 был полностью вытеснен стандартом ISO/TS 16949, который был опубликован в том же году во второй редакции. Третья редакция нового стандарта выпущена в свет в 2009 году, и действует по сей день.
Российская локализация данного международного стандарта называется ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 (полное название - "Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части").
Основной целью разработки ISO/TS 16949 было внедрение общих требований к системам менеджмента качества автомобильных предприятий для выполнения следующих задач:
Аудит на соответствие производственных и управленческих процессов предприятия стандартам ISO/TS 16949 разделен на 5 основных направлений, которые необходимо привести к установленным требованиям для успешного прохождения процедуры сертификации:
Наличие сертификата соответствия стандарту ISO/TS16949 в настоящее время является фактически пропуском на международный автомобильный рынок. Глобализация и децентрализация производственных процессов в данной отрасли привели к тому, что конструкторские бюро, производители комплектующих и заводы по сборке автомобилей могут находиться в разных странах. Более того, автопроизводители могут выпускать модели, рассчитанные на локальные рынки, и созданные в сотрудничестве с местными производителями, либо выкупать национальные производства или конкурирующие автомобильные концерны, утратившие лидерство. Единообразие процессов во всех территориальных подразделениях, возможность менять поставщиков и сотрудничать со вчерашними конкурентами на их производственных базах на основе идентичности производственных циклов – необходимое условие выживания компании и быстрой адаптации к любым изменениям автомобильного рынка. Именно для этого нужны единые производственные и управленческие стандарты.
Кроме того, растущая конкуренция значительно повышает требования к качеству конечной продукции, а также ее отдельных элементов. Стандарты управления качеством направлены на повышение эффективности производства, снижение процента ошибок и брака, минимизацию репутационных и компенсационных потерь. Поэтапное внедрение общих стандартов подразумевает полную или частичную перестройку схемы управления людскими ресурсами и технологической цепочки. Основная задача такой перестройки – не только добиться желаемого качества продукции, но организовать контрольные процедуры таким образом, чтобы это качество было нормой производства и не опускалось ниже определенной планки.
Внедрение ISO/TS16949 в России часто сопровождается определенными сложностями, особенно если предприятие решает провести подготовку к процедуре самостоятельно. Отсутствие реального опыта разработки сложных СМК, незаинтересованность руководства, недостаточная квалификация персонала, ответственного за менеджмент качества, формальный подход к сертификации и непонимание целей международной стандартизации – все это приводит к тому, что предприятие не только не получает преимущества от внедрения системы, но и тратит впустую выделенные на ISO/TS16949 средства.
Чтобы избежать трудностей и получить не набор формальных документов, а функциональную систему, учитывающую индивидуальные особенности предприятия, стоит обратиться за помощью к специалистам с опытом разработки, внедрения и сертификации СМК по стандарту ISO/TS 16949.