На 2015 год в мире стандартизации запланировано важное событие – выпуск новой версии стандарта менеджмента качества ISO 9001:2015, который находится в разработке с июня 2012 года. Проведя анализ данных исследования как реальных, так и потенциальных пользователей ISO 9001 и ISO 9004, проведенного посредством сети Интернет на 10 языках среди 11722 респондентов, представляющих 122 страны мира, технический комитет ISO/TC176 «Менеджмент и контроль качества» выпустил по-настоящему инновационный стандарт.
ISO 9001:2015 учитывает текущую экономическую обстановку, глобальные тенденции, актуальные потребности современных организаций и закладывает прочный фундамент для разработки последующих поколений стандартов на десятилетия вперед.
На сегодняшний день уже выпущена предварительная версия стандарта под названием ISO/DIS (Draft International Standard). Уже в январе 2015 года Международная организация по стандартизации (ISO) презентует версию FDIS (Final Draft International Standard), которая станет последним промежуточным этапом перед окончательным утверждением и выпуском ISO 9001:2015 в сентябре текущего года.
Уже на этапе DIS опубликованные тексты стандарта дают максимально объективное представление о финальной версии, а структура и положения стандарта в дальнейшем не будут содержать серьезных изменений. Все представленные в предварительной версии стандарта ISO 9001:2015 нововведения с максимальной вероятностью будут включены в полную версию, возможно, с определенными дополнениями и пояснениями.
Наверное, самым радикальным отличием от предыдущей версии стандарта серии ISO 9001 будет качественная эволюция стандарта от системы менеджмента качества, как свода правил для контроля несоответствий продукции и корректирующих действий, внутренних аудитов, документации и записей, до системы менеджмента бизнеса в целом. В ISO 9001:2015 внимание сосредоточено на аспектах лидерства организации, знаниях организации, планировании и обеспечении процессов, оценке эффективности, совершенствовании, а также на управлении рисками. Также новая версия делает акцент на достижении удовлетворенности и создании ценности от продуктов/услуг организации для всех заинтересованных сторон.
ISO 9001:2015 устанавливает новый стандарт для единой структуры не только в серии ISO 9001, но и в других системах менеджмента. Структура носит название «Структура высокого уровня», и в соответствии с ней в дальнейшем будут разрабатываться все новые стандарты.
0. Введение (общие сведения и базовые концепции – цикл PDCA, управление рисками, процессный подход, взаимосвязь с другими стандартами);
1. Области применения стандарта;
2. Нормативные ссылки на связанные стандарты;
3. Термины и определения;
4. Окружение организации (введены 2 новых раздела, связанных с контекстом организации: 4.1 – Понимание организации и ее контекста, 4.2 – Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, а также более четко прописана роль процессного подхода);
5. Лидерство (в новой версии усилены и акцентированы требования к лидерству, политике в области качества, документированию ответственности и полномочий топ-менеджмента);
6. Планирование СМК (введен новый блок требований: Раздел 6.1 Действия по реагированию на риски и возможности, согласно которому организации необходимо создать документированный план реагирования на риски);
7. Обеспечение (ресурсы, компетенции, осведомленность персонала, управление взаимодействиями, документированная информация);
8. Процессы (планирование и управление процессами, разработка, выпуск, контроль, планирование изменений, внешнее обеспечение, устранение несоответствий);
9. Оценка функционирования (мониторинг, измерение, анализ, оценка деятельности организации и удовлетворенности потребителей, внутренний аудит, анализ СМК);
10. Совершенствование (непрерывное улучшение продуктов/услуг, а также системы менеджмента, выявление несоответствий и корректирующие действия).
Изменения также коснулись базовых принципов менеджмента качества. Вместо 8 принципов осталось 7, принцип «Системный подход» отменен, принцип «Взаимовыгодные отношения с поставщиками» приобрел более широкий смысл и стал называться «Управления взаимоотношениями с заинтересованными сторонами», а принцип «Роль руководства» превратился в «Лидерство».
ISO 9001:2008 |
ISO 9001:2015 |
1. Ориентация на потребителя |
1. Ориентация на потребителя |
2. Роль руководства |
2. Лидерство |
3. Вовлечение персонала |
3. Вовлечение персонала |
4. Процессный подход |
4. Процессный подход |
5. Системный подход к управлению |
5. Улучшения |
6. Постоянное улучшение |
6. Принятие решений на основе фактов |
7. Принятие решений на основе фактов |
7. Управление взаимоотношениями с заинтересованными сторонами |
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками |
|
Перейдем к требованиям и понятиям, которых мы больше не увидим в новом тексте стандарта. Стоит отметить, что некоторые положения не совсем исчезли из ISO 9001:2015, а лишь перешли из статуса директивных в статус рекомендательных.
Для того чтобы сохранить прочные позиции на рынке в новых условиях экономики, внедряйте СМК на основе самой актуальной версии ISO 9001:2015 или адаптируйте действующую систему менеджмента на ISO 9001:2011 к новым требованиям стандарта!
Группа компаний «ЦЭСК» в 2015 году предлагает услугу подготовки к внедрению, сертификации или ресертификации СМК по ISO 9001:2015! Звоните и получайте БЕСПЛАТНУЮ консультацию наших экспертов!