Паспорт лаборатории: оформление, содержание, применение
12.01.2023
Для испытательных лабораторий, аккредитованных в системе ФСА, паспортом лаборатории является личный кабинет ФГИС, в который подгружается вся информация о деятельности лаборатории, а именно:
- утверждённая ФСА область аккредитации лаборатории,
- сведения о персонале лаборатории (форма 1);
- сведения о средствах измерений (форма 2);
- сведения о испытательном оборудовании (форма 3);
- сведения о вспомогательном оборудовании (форма 4);
- сведения о стандартных образцах (форма 5);
- сведения о помещениях (форма 6).
Все эти сведения при проведении подтверждения компетенции испытательной лаборатории ФСА, экспертом по аккредитации возможно выгрузить из ФГИС и ознакомится с ними.
Для заводских лабораторий и лабораторий, работающих в сфере добровольной аттестации, следует разработать и завести паспорт лаборатории, который будет вестись для лиц, осуществляющих контроль (проверку) лаборатории. Паспорт лаборатории представляет совокупность таблиц, в которых приводится систематизированная информация о лаборатории. Паспорт является внутренним документом лаборатории и подлежит соответствующему учёту.
Паспорт должен иметь титульный лист, содержащий утверждающую подпись руководителя лаборатории, наименование организации, наименование лаборатории, редакцию, дату утверждения документа, регистрационный номер документа по внутреннему учёту.
Информация в Паспорте предоставляется в виде формализованных документов (форм), при составлении можно опереться на формы, рекомендуемые ФСА. Конкретный набор форм для различных лабораторий может быть разным и определяется спецификой лаборатории.
Форма 1 Информационные данные, содержит следующую информацию:
- наименование юридического лица, в состав которого входит лаборатория;
- адрес юридического лица;
- ФИО руководителя юридического лица;
- телефон (e-mail);
- наименование лаборатории;
- ФИО руководителя лаборатории;
- ФИО лица, ответственного за качество;
- адрес места расположения лаборатории;
- телефон, адреса электронной почты руководителя лаборатории;
- сайт в Интернете;
- ФИО лица, ответственного за качество;
- номер аттестата аккредитации и срок его действия (при наличии).
Форма 2 Перечень документов системы менеджмента лаборатории.
В перечень документов включаются, как минимум, основные документы системы менеджмента лаборатории: руководство по качеству, описания процессов, а также иные документы, иллюстрирующие компетентность лаборатории.
- регистрационный номер по СМ;
- обозначение документа, наименование документа;
- номер редакции или дата издания, даты внесения изменений
Форма 3 Сведения о персонале, содержит следующую информацию:
- Ф.И.О сотрудника;
- должность сотрудника;
- выполняемые функции / проводимые испытания;
- образование;
- практический опыт работы;
- специальная подготовка, повышение квалификации.
Форма 4 Оснащенность СИ, содержит следующую информацию:
- наименование определяемых (измеряемых) характеристик (параметров) продукции;
- наименование СИ, тип (марка), регистрационный номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (при наличии);
- изготовитель (страна, наименование организации, год выпуска);
- год ввода в эксплуатацию, заводской номер (при наличии), инвентарный номер;
- метрологические характеристики СИ;
- сведения о результатах поверки СИ в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений;
- право собственности или иное законное основание, предусматривающее право владения и пользования;
- место установки или хранения оборудования.
Форма 5 Оснащенность ИО, содержит следующую информацию:
- наименование видов испытаний и/или определяемых характеристик (параметров) продукции;
- наименование испытуемых групп объектов;
- наименование испытательного оборудования (ИО), тип (марка);
- изготовитель (страна, наименование организации, год выпуска);
- основные технические характеристики;
- год ввода в эксплуатацию, заводской номер (при наличии), инвентарный номер;
- дата и номер документа об аттестации ИО, срок его действия;
- право собственности или иное законное основание, предусматривающее право владения и пользования;
- место установки или хранения.
Форма 6 Оснащенность ВО, содержит следующую информацию:
- наименование вспомогательного оборудования;
- изготовитель (страна, наименование организации, год выпуска)
- год ввода в эксплуатацию, заводской номер (при наличии), инвентарный номер;
- назначение;
- место установки или хранения;
- право собственности или иное законное основание, предусматривающее право владения и (или) пользования.
Форма 7 Оснащенность СО, содержит следующую информацию:
- наименование, тип, номер и категория СО (ГСО, ОСО, СОП);
- изготовитель СО;
- назначение (градуировка, контроль точности, и т. д.);
- метрологические характеристики (наименование и аттестованное значение; неопределенность и(или) характеристика погрешности аттестованного значения; дополнительные сведения (в том числе сведения из Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений на ГСО);
- нормативный документ (НД), порядок и условия применения;
- срок годности экземпляра СО;
- дата выпуска экземпляра СО.
Форма 8 Помещения, используемые для проведения исследований (испытаний) и измерений, содержит следующую информацию:
- назначение помещения (в том числе виды проводимых испытаний, для приемки и хранения образов);
- специальное или приспособленное;
- площадь;
- перечень контролируемых параметров в помещении;
- наличие специального оборудования (например, вентиляционного, защиты от помех);
- право собственности или иное законное основание, предусматривающее право владения и (или) пользования
Форма 9 Перечень нормативных документов (НД), устанавливающих требования к объектам исследований и методы их испытаний (исследований), содержит следующую информацию:
- обозначение нормативного документа;
- наименование НД;
- дата последней верификации (валидации);
- объект;
- характеристика;
- диапазон определения;
- неопределённость (погрешность);
- СИ (ссылка на поз. соответствующей формы).
Паспорт лаборатории подлежит пересмотру и актуализации не реже 1 раза в год, а при наличии объективных причин с целью обеспечения их постоянной пригодности и соответствия предъявляемым требованиям (изменения в нормативно-правовых актах, деятельности, оборудования, результаты внутреннего/внешнего аудита лаборатории и т.п.)
Оформление данных форм в паспорте лаборатории предоставит исчерпывающую информацию о ее компетентности и деятельности.
Наша компания готова помочь Вам как с разработкой конкретных документов Вашей лаборатории, так и комплексно подготовить лаборатории к процедуре аккредитации или подтверждению компетентности. Кроме этого, провести обучения по актуальным программам работы аккредитованных лабораторий.