Совершенствование форм управления экономикой и способов государственного контроля требует постоянного развития теоретических и практических основ существования субъектов предпринимательской деятельности. Следствием этого является изменение законодательной базы, форм организации и самоорганизации предприятий. В результате законодательство Российской Федерации утвердило новую правовую форму саморегулирования в сфере экономики ¬– саморегулируемые организации (СРО). Таким образом, с 1 января 2010 года вступление в СРО стало обязательно для предприятий и организаций, занимающихся теми видами деятельности, которые ранее лицензировались.
Создание и развитие саморегулируемых организаций неразрывно связано со стремительным прогрессом общественных и экономических отношений в нашем государстве. Новаторский для нашей экономики формат саморегулируемых организаций является неотъемлемой частью регуляторной политики стран, имеющих развитые рыночные отношения. История их возникновения уходит своими корнями в прошлые века, а фактором, определившим их создание, являлась необходимость либерализации отношений между субъектом предпринимательской деятельности и государством. В настоящее время за рубежом различные саморегулируемые объединения действуют практически во всех секторах экономики. Термин «саморегулирование» предполагает, что хозяйствующий субъект принимает на себя определенные обязательства и ограничения без какого-либо принуждения извне к этому действию, то есть органы государственной власти не вмешиваются в сферу регулирования бизнеса.
Проанализируем некоторые примеры из зарубежной практики саморегулируемых формирований. Во Франции опыт в разработке, принятии, применении и исполнении добровольных обязательств в профессиональной сфере показывает, что нормативы деятельности должны создавать специалисты конкретного вида бизнеса. Например, определять стандарты оценочной деятельности или устанавливать правила бухгалтерского учета должны специалисты в этой области.
В начале двадцатого века в США на принципах саморегулирования образовались и действовали «Комитеты бдительности». Эти некоммерческие организации занимались расследованием фактов нарушения рекламодателями правил профессиональной этики и размещения в средствах массовой информации рекламы не соответствующей действительному качеству товаров. Таким образом,«Комитеты бдительности» не только исключали возможность недобросовестной рекламы, но и формировали кодекс профессиональной этики рекламодателей, в том числе, контролирующие и исполнительные механизмы его деятельности. Это привело к тому, что законодательство Соединенных Штатов регулирует только рекламу продуктов питания, фармацевтических препаратов, алкогольных напитков и табачных изделий. Остальное находится в компетенции саморегулируемых организаций.
Примером эффективного управления и контроля финансовой сферы может служить Великобритания, где в соответствии с законом «О банковской деятельности» государство регулирует деятельность различных финансовых организаций (банки, инвестиционные и страховые компании, комиссии по строительным обществам) только в строго определенных случаях. К ним относятся несоблюдение прав вкладчиков, изменения в составе совета директоров, не соответствие норм саморегулирования международным обязательствам государства. Все остальные регуляторные и контрольные функции осуществляет негосударственная организация Управление финансовых услуг (Financial Services Authority).
Необходимо сказать, что основополагающие документы деятельности саморегулируемых организаций предъявляют более высокие требования к своим членам, чем законодательство государств. Такие нормы функционирования определяют высокую конкурентоспособность экономики. Одним из важных аргументов в пользу независимой системы саморегулирования является также ее способность выступать в качестве третьей стороны в разрешении спорных ситуаций между потребителем и производителем товара (исполнителем работ, например СРО в строительстве либо медицине). Легитимность самостоятельных действий специализированных органов СРО в рассмотрении подобных инцидентов позволяет разрешать конфликтные ситуации мировым соглашением между сторонами, не прибегая к обращению в судебную систему государства. Следовательно, развитое гражданское общество способно установить необходимые взаимоотношения между товаропроизводителями и потребителями, используя посредничество государства только в случае неразрешимых конфликтных ситуаций.
На основании изложенного можно сделать вывод, что система саморегулирования, действующая в странах с развитой рыночной экономикой, повышает эффективность деятельности механизмов взаимодействия участников экономического процесса, поддерживает необходимый уровень их репутации, снижает финансовые затраты на обмен информацией о существующих стандартных требованиях и качестве предлагаемых товаров, работ и услуг. Благодаря постоянному взаимодействию с потребителем и немедленному реагированию на изменения в его запросах, саморегулируемые организации способны осуществлять постоянный контроль качества предлагаемых товаров и услуг и оперативно реагировать на запросы рынка, предотвращая его падение и способствуя развитию экономики.
Использование богатого иностранного опыта с учетом практики российского рынка позволяет последовательно и планомерно формировать саморегулируемые организации в различных секторах экономики. В настоящее время в нашей стране существуют и успешно работают СРО строителей, аудиторов, управления недвижимостью. Планируется объединить в СРО врачей, страховые компании, технических экспертов по осмотру автомобилей, отдельных участников фондового рынка и т. д.
Отличительной особенностью европейской модели саморегулирования в сравнении с российской является ее многогранность. Для достижения максимального результата деятельности СРО необходимо действовать по приоритетным направлениям, включая в сферу территориального взаимодействия страны ближнего зарубежья, расширять сотрудничество с различными негосударственными общественными организациями во всех областях деятельности, промышленными и профессиональными ассоциациями, союзами, торгово-промышленными палатами.
Специфическая особенность деятельности СРО в России – это необходимость создания благоприятных условий перекрестного взаимодействия в различных профессиональных областях деятельности, что даст возможность приблизить процесс саморегулирования к насущным потребностям рынка и позволит вести краткосрочное и долгосрочное планирование экономического развития страны.