Москва (многоканальный) +7 (495) 649-85-78
Бесплатно по России 8 800 555-02-78
пн–пт с 9:00 до 18:00 mail@glavsert.ru
Строительный бизнес и саморегулирование или, решили ли СРО в строительстве поставленные перед ними задачи?

Строительный бизнес и саморегулирование или, решили ли СРО в строительстве поставленные перед ними задачи?

25.08.2010

Свои первые шаги саморегулирование в строительном бизнесе сделало ещё в июле 2008 г., именно тогда в Градостроительном кодексе РФ появились соответствующие изменения. А, уже начиная с 01.01.2010 г. вступление в СРО стало обязательным для всех индивидуальных предпринимателей (далее по тексту ИП) и юр. лиц осуществляющих инженерные изыскания либо строительство, а также готовящих проектную документацию. В свою очередь саморегулируемые организации в сфере строительства (СРОС), проектирования (СРОП) и инженерных изысканий (СРОИ) сливаются в профильные Национальные объединения с целью разрешения различных общих вопросов и отстаивания своих позиций. Таким образом, можно сказать, что институт саморегулирования и в частности СРО в строительстве сегодня отмечают свой двухлетний юбилей – срок вполне достаточный для того, чтобы подвести первые итоги.

Но, для начала, давайте вспомним, каковы же были предпосылки к таким нововведениям в разрешительной системе. В первую очередь, это необходимость создать механизм, эффективно обеспечивающий должный уровень безопасности и качества ведения строительных работ, а также ответственность исполнителей за отклонение от строительных норм. Уверенность в своевременности введения саморегулирования родилась в процессе активного двухстороннего диалога между профессиональным сообществом строителей и органами государственной власти. К тому же, на тот момент уже существовала концепция административной реформы либерализации взаимоотношений государства и бизнеса путём внедрения института саморегулирования. Отметим, что далеко не всё строительное сообщество восприняло положительно такое нововведение и небезосновательно. Ведь многие проблемы в строительной отрасли были обусловлены тем, что после отмены существовавшей во времена Советского Союза системы государственного технического регулирования, новые правила так и не появились. Кроме того, новая реформа была не возможна без существенных финансовых вложений, которые ложились на плечи самих изыскателей, проектировщиков и строителей. Много противников нововведения было и в среде чиновников. Но всё же, как мы уже говорили выше, 20июля 2008 года был дан старт саморегулированию – Государственная Дума РФ внесла соответствующие изменения в законодательство.

Основные функции СРО в строительстве – обеспечение качества и безопасности выполняемых работ, путем проведения экспертной оценки членов своей организации (компаний и ИП) и выдачи им разрешения на проведение работ (допуска СРО), а также обеспечения повышения квалификационного уровня строителей и участия в создании отраслевых стандартов и тех. регламентов. Помимо того, введение саморегулирования направлено на создание эффективной системы имущественной ответственности со стороны членов саморегулируемой организации перед потребителями (компенсационный фонд плюс система страхования гражданской ответственности). Таким образом, институт саморегулирования должен был кардинально решить имеющиеся в строительной отрасли проблемы.

Заметим, что государство при этом оставило за собой значительные полномочия: контроль деятельности самих строительных СРО, осуществление государственного надзора в строительстве, разработка и ратификация перечня относящихся к компетенции СРО видов работ. Изначально полагалось, что данный перечень будет включать в себя только те виды деятельности, которые влияют на безопасность объектов кап-го строительства. Для выполнения иных видов работ вступление в СРО не обязательно.

А теперь вернёмся ко дню сегодняшнему и попытаемся ответить на вопрос: «Справилось ли саморегулирование с поставленными перед ним первичными задачами?» Да за это время сделать получилось многое:

· организована система страхования гражданской ответственности и сформированы компенсационные фонды во всех СРО;

· практически в каждом СРО в строительстве отлажена проверка своих членов;

· при активном участии НО СРО начата работа по выработке отраслевых тех. регламентов;

· Национальными объединениями СРО на уровне Правительства РФ поднят вопрос об обновлении нормативно-технической документации.

С другой стороны избежать проблем также не удалось. На сегодня большинство саморегулируемых организаций в первую очередь заняты выдачей допусков к работам, пришедшим на смену действовавшим ранее лицензиям. И это, конечно, нормально – ведь проверка и выдача свидетельства о допуске это возложенная законом на СРО обязанность. Но выдача лицензий сама по себе не может решить многочисленных проблем, связанных с муниципальными и государственными заказами и не позволяет увеличить количество выполняемых работ. Стимулируя создание СРО, государство подразумевало, что они не только будут строго контролировать членов организации, но и оказывать им всестороннюю помощь. Например, входя в состав тендерных комиссий (пусть даже с правом только совещательного голоса) способствовать принятию объективных решений, занимать активную позицию в вопросах законотворчества, отстаивая интересы отрасли и пр. Именно в таком участии в управлении государством гражданского общества и заключается идея саморегулирования – участники отрасли решают все возникающие вопросы сообща.

К сожалению, Национальным объединениям и СРО в строительстве часто приходиться встречаться с такой ситуацией, когда их предложения по внесению важных для строительной сферы изменений в законодательном поле остаются незамеченными. Либо новая редакция закона появляется всего за пару дней до её принятия и, НО СРО из-за недостатка времени просто не успевают внимательно всё изучить и высказать свое мнение. Даже, когда СРО и могут всё проанализировать и высказать общую точку зрения по тому или иному законопроекту, то оно не обязательно учитывается. Подобное положение связано с системой принятия нормативно-правовых актов в нашей стране, сформированной таким образом, что общественные институты не имеют возможности на законном основании оказывать влияние на их содержание и СРО строителей здесь не составляют исключения. В зависимости от того какого уровня должен быть принят нормативный документ решение о том, прислушаться к мнению представителей отрасли либо нет принимается самими депутатами или чиновниками. То есть фактически саморегулируемым организациям отведена техническая роль, суть которой уже описана выше – организация системы имущественной ответственности, проверка членов СРО, выдача допусков к работам.

Итак, государство, стремясь эффективно решить существующие в строительной сфере проблемы, возложило на СРО ряд обязанностей, но так пока и не выработало механизма согласования с данными организациями, представленными Национальными объединениями, своих решений. А ведь, Национальные объединения выражают мнение всех представителей строительной отрасли и, что особенно важно, это мнение специалистов, обладающих высокой квалификацией, хорошо знакомых в отличие от многих чиновников с реальным сектором экономики. Понятно, что сложившееся положение должно быть исправлено и это в равной мере относится не только к строителям, но и ко всем сферам экономики, в которых профессиональные объединения, в том числе и саморегулируемые организации существуют уже давно (кадастровая деятельность, кредитование, оценка, рынок ценных бумаг и пр.). Многие представители Национальных объединений высказывают сегодня мнение о том, что обязанность органов государственной исполнительной власти согласовывать принимаемые решения с СРО соответствующей отрасли необходимо закрепить законодательно. Возможно, аналогичные обязательства должны быть прописаны и в Регламенте Государственной Думы.

Существуют определённые сложности и во взаимоотношениях СРО строителей с Ростехнадзором – достаточно трудно получить необходимую информацию напрямую и решить возникающие проблемы (например, отказ в регистрации) в прямом диалоге с чиновниками этой организации.

Данные проблемы, с которыми пришлось столкнуться за период своего существования саморегулируемым организациям, могут быть решены государством, а перед СРО в строительстве стоят ещё многие задачи требующие решения. Необходимо расширять правовую и методическую помощь участникам объединений, создать оптимально приемлемые для каждого члена СРО условия страхования, продолжить работу над организацией эффективного повышения квалификации персонала строительных компаний, учувствовать в конкурсных комиссиях и многое другое. Но это уже вопросы, находящиеся в компетенции самих СРО, и работа над ними уже ведётся.


Закрыть
Оставьте заявку и мы с вами свяжемся!

Ваше имя *
Это поле обязательно для заполнения
Ваш телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Ваш e-mail *
Введён некорректный e-mail
Компания
Город
loading...
Скачать программу обучения