О том, что система менеджмента качества — неотъемлемая часть успешного продвижения товаров и услуг на современном рынке, сказано довольно много. Но при этом необходимо понимать, что сертификат ISO и реально действующая СМК — это далеко не всегда идентичные понятия. Анализ потребительского спроса не оставляет сомнений в том, что сегодня покупатель в большей степени заинтересован в услугах и товарах, максимально отвечающих его предпочтениям и пожеланиям. Таким образом, вполне логично, что предприятия, стремящиеся сохранить и расширить свои рыночные позиции, разрабатывая стратегию развития, уделяют значительное внимание вопросам качества. Выиграть в цене удаётся не всегда, зато высокое качество продукции раскрывает широкие возможности на пути к успеху. Как показывает мировая практика, преуспевающие компании в вопросах качества не полагаются на волю случая. Каждый, кто заинтересован в снижении возможных рисков, связанных с качеством продукции/услуг, уменьшения процента брака и затрат на его устранение, а также планирует внедрение на предприятии системы управления качеством, понимает, что сертификация ISO — необходимый инструмент для перехода на новую, более высокую ступень развития бизнеса.
Конечно, возможен вариант, когда система менеджмента качества разрабатывается и внедряется предприятием вполне самостоятельно. Но этот путь таит в себе множество нюансов и сложностей, решение которых по плечу далеко не каждому опытному руководителю либо менеджеру. Поэтому подавляющее большинство отдаёт предпочтение услугам экспертов, обладающих достаточным опытом в области сертификации. В ряде случаев сертификат ISO попросту покупается.
При разработке СМК, соответствующей требованиям, содержащимся в стандартах ISO, перед предприятиями и организациями встают различные задачи. Как правило, для представителей российского бизнеса во главе угла стоит получение сертификата ISO 9001:2008. В этом случае для предприятия де-факто создаётся пакет документов по качеству и некоторым организационным структурам, который даёт значительные конкурентные преимущества, позволяя занять более выгодные позиции при участии в торгах на поставку и закупку, тендерах на оказание услуг и выполнение работ, повышая при этом шансы на победу. Но, как уже было сказано выше, сертификат ISO не повышает качество предоставляемых услуг и производимой предприятием продукции автоматически. По этой причине сертификация ISO не должна быть формальной. Стоит обращать серьёзное внимание на реальное внедрение СМК и её дальнейшее совершенствование, что намного более продуктивно с точки зрения роста экономической эффективности деятельности организации либо предприятия.
Для того чтобы система менеджмента качества действительно была эффективной, а не просто отвечала формальным требованиям, которые проверяются при сертификации, рекомендуется соблюдать ряд основных условий:
• оптимизация системы организации и управления производством;
• формирование системы объективного анализа ситуации, внутреннего аудита и выработки на базе полученной информации обоснованных решений;
• выделение ресурсов не только на организацию и функционирование СМК, но и на её дальнейшее совершенствование;
• внедрение максимально рационального, с учетом особенностей данного производства, состава документов в рамках требований СМК.
Кроме того, успешное внедрение СМК требует в качестве обязательного условия наличие методических, ресурсных и организационных условий. Можно сказать, что данная задача представляет собой проект, включающий в себя совокупность контролируемых и хорошо скоординированных действий, согласно конкретным требованиям и имеющий ограничение по срокам. Первым шагом на пути создания эффективной системы менеджмента качества, отвечающей стандарту ГОСТ Р ИСО 9001:2008 (соответствующему ISO 9001:2008), является принятие руководством предприятия стратегического решения о политике в области качества. Далее представителями различных подразделений либо привлечёнными со стороны экспертами проводится работа по разработке плана внедрения СМК.
Приступая к созданию СМК, многим отечественным организациям и предприятиям целесообразно организовать дополнительное обучение своих сотрудников. При этом не стоит забывать, что повышение квалификации персонала, по сути, является процессом непрерывным.
Принимается система менеджмента качества по итогам анализа комплексных показателей деятельности предприятия и внутреннего аудита, проводимых после того, как она стабильно функционировала в течении определённого периода.
Ключевой принцип менеджмента качества согласно стандарту ISO 9001 — непрерывное совершенствование деятельности предприятия, благодаря чему достигается существенный рост экономической эффективности. Суть приведённых в стандарте рекомендаций, направленных на реализацию данного принципа, заключается в том, что все процессы и системы должны постоянно находиться в стадии изучения, анализа и улучшения.