Москва (многоканальный) +7 (495) 649-85-78
Бесплатно по России 8 800 555-02-78
пн–пт с 9:00 до 18:00 mail@glavsert.ru
Система менеджмента качества: реальность и основные заблуждения

Система менеджмента качества: реальность и основные заблуждения

22.03.2013

С внедрением системы менеджмента качества связан целый ряд заблуждений. О чем идет речь?

Заблуждение первое. СМК дань моде

Подавляющее большинство российских предпринимателей рассматривают СМК как некое модное веяние, пришедшее к нам с Запада. При этом считается, что стандарт ISO 9001, устанавливающий требования к системе менеджмента качества, основан исключительно на передовом опыте эффективного производства развитых капиталистических стран.

Такое мнение не совсем отвечает действительности. Во многом результативное управление качеством базируется на хорошо забытом опыте советского военно-промышленного комплекса, определявшего безопасность державы.

Сегодня мало кому известно, что ещё в начале 80-х годов в число руководителей ISO входили чиновники Госстандарта, а разработчики стандартов серии 9000 в части управления изменениями, формирования метрик и документирования процессов, а также принятия решений ориентировались на положения корпоративных стандартов управления качеством советской «оборонки».

Заблуждение второе. Систему менеджмента качества внедрить достаточно просто

Прежде чем придти к каким-либо выводам, давайте рассмотрим два варианта построения СМК.

Первый вариант, к сожалению, весьма типичный для российских предприятий. Вся необходимая для прохождения сертификации ISO 9001 документация подготавливается сотрудниками отдела по обеспечению качества. Они же разъясняют персоналу компании, имеющему непосредственное отношение к СМК, какие ответы нужно дать на вопросы внешних аудиторов.

Как следствие, после получения сертификата соответствия оказывается, что большая часть документации абсолютно бесполезна, система малоэффективна и руководство вовсе не стремится её улучшить. Очевидно, такое в кавычках внедрение СМК не дает никаких преимуществ, присущих процессному подходу, и только мешает предприятию.

Второй вариант предполагает не просто стремление получить сертификат, а и реально достичь высокого качества работы. В этом случае основа успешного построения СМК – бизнес-приложения класса ERP, которые являются апробированными системами планирование ресурсов предприятия разного уровня сложности. Что касается методологии их внедрения, то она базируется на оценке ключевых бизнес-процессов конкретно взятого предприятия и глубоком анализе производственной деятельности.

Пройдя первые этапы реализации проекта, связанные с оптимизацией бизнес-процессов и совершенствованием менеджмента, можно уверенно двигаться дальше по пути построения полноценной СМК.

Заблуждение третье. Для эффективного функционирования СМК будет достаточно наличия компетентного специалиста

Функция служб, отделов или менеджеров по качеству – обеспечить наличие методик и инструментов диагностики и ликвидации недостатков. Реализация необходимых мероприятий ложится уже непосредственно на самих сотрудников и руководителей структурных подразделений предприятия.

Заблуждение четвертое. Внедрение СМК не влияет на качество работ и услуг

И вновь перед нами два кардинально различных варианта. Это формальный подход (цель – получить сертификат ISO для демонстрации потребителю и потенциальным партнерам) и планомерная, кропотливая работа, нацеленная на улучшение производственных процессов, которая затем завершается достраиванием уже существующей системы управления качеством до комплекса требований ISO 9001 и успешным прохождением сертификационного аудита.

Как в первом, так и во втором случае явных изменений не будет. Там, где качества не было, оно не появится после получения сертификата, а там, где оно было уже достигнуто, также не стоит ожидать особого прорыва на первых порах – внедрение СМК позволит двигаться к улучшению в будущем.

Заблуждение пятое. СМК является самостоятельной системой управления

Рассматривать систему менеджмента качества отдельно от единой системы управления предприятием в корне ошибочно. Ведь суть функционирования СМК сводится к планированию, контролю, анализу и проверке показателей в течение всего жизненного цикла производства продукции или услуги. Если она понятна, прозрачна, грамотно документирована, то для того, чтобы получить эффективную систему управления компанией достаточно добавить профессиональное управление финансами и правильную мотивацию персонала.


Закрыть
Оставьте заявку и мы с вами свяжемся!

Ваше имя *
Это поле обязательно для заполнения
Ваш телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Ваш e-mail *
Введён некорректный e-mail
Компания
Город
loading...
Скачать программу обучения