Факторы, влияющие на интеграцию систем менеджмента
19.04.2013
Как показывает практика, в ходе реализации проектов внедрения СМК на базе ISO 9001:2008 многие предприятия, пересматривают и расширяют первоначальные цели. Речь идет уже об интегрированных системах менеджмента.
Однако не все понимают, что успешное внедрение ИСМ невозможно без учета различных факторов, препятствующих или способствующих данному процессу.
На степень и глубину интеграции могут влиять:
- Гармоничность задач и целей. При их отсутствии приходится сталкиваться с ситуацией, когда стремясь повысить удовлетворенность потребителей в продукции, обладающей определенными свойствами, руководство идет по пути формального достижения улучшения качества. При этом под вопрос ставятся аспекты, затрагивающие безопасность труда (требования стандарта OHSAS 18001/ ГОСТ Р 54934-2012), воздействия на окружающую среду (требования стандарта ISO 14001) и пр.
- Распределение приоритетов. Например, заинтересованность в глубокой интеграции системы безопасности труда существенно ниже на предприятиях с низким уровнем производственного травматизма.
- Стадия развития систем. Как правило, наиболее развиты системы менеджмента качества. Поэтому при принятии решения пойти по пути интеграции, предпочтение отдается тем системам, которые наиболее близки к соответствию СМК.
- Однотипность структуры стандартов (близость структурных элементов по их характеру и взаимосвязи).
- Уровень эффективности менеджмента. Необходимость совершенствовать результативность управления выступает в качестве позитивного фактора, способствующего интеграции, поскольку чаще всего учитывать одновременно несколько разноплановых аспектов (экологии, энергопотребления, качества и безопасности) оказывается гораздо менее затратно, чем каждый из них в отдельности.
- Перспективы вхождения в сеть поставщиков или слияния с другой компанией. Фактор тормозящий процесс интеграции, так как основная организация может выдвинуть ряд требований к своему будущему поставщику (например, прохождения сертификации ISO/TS 16949-2009/ГОСТ Р 51814.1-2009 от производителей автозапчастей, сертификации соответствия стандарту ГОСТ РВ 15.002-2012 или внедрения СТО Газпром 9001-2006).
В завершении, хотелось бы отметить, что международный опыт интеграции систем менеджмента на основе совмещения документации и ключевых процедур свидетельствует о пользе такого подхода в части систематизации процесса управления и снижения различных издержек, включая связанные с ликвидацией последствий, обусловленных ошибочными управленческими решениями.