Тема, касающаяся проблем разработки и внедрения СМК (систем менеджмента качества) в организациях, достаточно актуальна. Как правило, наиболее серьезные сложности возникают на предприятиях, которые можно отнести к когорте «воинов старой закалки». При этом проблемы обуславливаются различными факторами. Они могут быть связанны с уровнем удовлетворенности персонала, отраслевой спецификой, возрастом компании и различными аспектами её деятельности.
Опыт внедрения СМК на предприятии со стажем производственной деятельности более 35 лет свидетельствует о том, что ключевые предпосылки к успешной реализации проекта – доверие персонала к руководству и его удовлетворенность.
Речь идет о следующем:
Шансы на успешное внедрение системы менеджмента повышаются в зависимости от уровня удовлетворенности персонала организации.
В настоящее время, к сожалению, внедрение СМК не столько желание руководства компании изменить положение в лучшую сторону, сколько неминуемая необходимость.
Возьмем для примера предприятия строительной отрасли. Для продолжения легитимной деятельности они должны вступить в СРО, при этом более 90% саморегулируемых организаций требуют от претендентов на получение допуска СРО наличия сертификата ИСО 9001 (здесь об услуге сертификации).
Представителей иных отраслей к внедрению СМК на базе стандартов ИСО подталкивает вступление России в ВТО и требования к участникам государственных/муниципальных тендеров.
Однако при внедрении системы менеджмента приходится сталкиваться с сопротивлением со стороны персонала, обусловленным недопониманием того, как нововведения повлияют на деятельность самих сотрудников и для чего вообще это нужно. Достаточно сложно убедить в успехе проекта, требующего временных и финансовых затрат, работников с тридцатилетним или более стажем.
Прямая зависимость между сопротивлением и удовлетворенностью персонала видна уже на первом этапе внедрения системы. При этом одним из ключевых факторов конфликта выступает противоречие между показателем удовлетворенности «уровень заработной платы» и показателем сопротивления «это нам не оплачивают». Очевидно, что персонал, не удовлетворенный оценкой своего труда, убедить в целесообразности построения СМК не удастся, а его сопротивление станет помехой для внедрения системы и поддержания её в рабочем состоянии в дальнейшем.
Прежде чем приступить к реализации проекта по внедрению СМК необходимо провести анализ проблем, имеющих отношение к возможному сопротивлению персонала, а также продумать мотивирующие мероприятия, которые позволять таковые решить.
Например, когда рассматриваются показатели удовлетворенности, тесно связанные с уровнем сопротивляемости следует уделить внимание таким аспектам, как:
Руководство должно поддерживать способность персонала к самоконтролю и самоорганизации, компетентность, профессионализм, высокую степень исполнительной и технологической дисциплины. Благодаря именно такому подходу внедрение СМК и дальнейшее функционирование системы будут наиболее эффективны.