Москва (многоканальный) +7 (495) 649-85-78
Бесплатно по России 8 800 555-02-78
пн–пт с 9:00 до 18:00 mail@glavsert.ru
Внедрение СМК: психологические аспекты и проблемы

Внедрение СМК: психологические аспекты и проблемы

10.06.2013

Тема, касающаяся проблем разработки и внедрения СМК (систем менеджмента качества) в организациях, достаточно актуальна. Как правило, наиболее серьезные сложности возникают на предприятиях, которые можно отнести к когорте «воинов старой закалки». При этом проблемы обуславливаются различными факторами. Они могут быть связанны с уровнем удовлетворенности персонала, отраслевой спецификой, возрастом компании и различными аспектами её деятельности.

Опыт внедрения СМК на предприятии со стажем производственной деятельности более 35 лет свидетельствует о том, что ключевые предпосылки к успешной реализации проекта – доверие персонала к руководству и его удовлетворенность.

Из каких показателей складывается удовлетворенность персонала?

Речь идет о следующем:

  • стиле руководства и профессиональной компетенции менеджеров;
  • профессионализме самих сотрудников и слаженности их действий;
  • возможности раскрыть свои способности и применить опыт;
  • перспективах карьерного роста;
  • условиях труда;
  • уровне заработной платы;
  • грамотном управлении процессами производства;
  • возможности обучения и повышения квалификации.

Шансы на успешное внедрение системы менеджмента повышаются в зависимости от уровня удовлетворенности персонала организации.

В настоящее время, к сожалению, внедрение СМК не столько желание руководства компании изменить положение в лучшую сторону, сколько неминуемая необходимость.

Возьмем для примера предприятия строительной отрасли. Для продолжения легитимной деятельности они должны вступить в СРО, при этом более 90% саморегулируемых организаций требуют от претендентов на получение допуска СРО наличия сертификата ИСО 9001 (здесь об услуге сертификации).

Представителей иных отраслей к внедрению СМК на базе стандартов ИСО подталкивает вступление России в ВТО и требования к участникам государственных/муниципальных тендеров.

Однако при внедрении системы менеджмента приходится сталкиваться с сопротивлением со стороны персонала, обусловленным недопониманием того, как нововведения повлияют на деятельность самих сотрудников и для чего вообще это нужно. Достаточно сложно убедить в успехе проекта, требующего временных и финансовых затрат, работников с тридцатилетним или более стажем.

Основные показатели сопротивления персонала:

  • отсутствие понимания целесообразности построения СМК;
  • проблемы коммуникационного плана;
  • занижение самооценки;
  • неприятие дополнительных нагрузок;
  • боязнь ответственности и выявления несоответствия у руководства;
  • «на проведение аудитов нет времени»;
  • «это нам не оплачивают»;
  • «работали так всегда и ничего не хотим менять».

Прямая зависимость между сопротивлением и удовлетворенностью персонала видна уже на первом этапе внедрения системы. При этом одним из ключевых факторов конфликта выступает противоречие между показателем удовлетворенности «уровень заработной платы» и показателем сопротивления «это нам не оплачивают». Очевидно, что персонал, не удовлетворенный оценкой своего труда, убедить в целесообразности построения СМК не удастся, а его сопротивление станет помехой для внедрения системы и поддержания её в рабочем состоянии в дальнейшем.

Пути решения психологических проблем

Прежде чем приступить к реализации проекта по внедрению СМК необходимо провести анализ проблем, имеющих отношение к возможному сопротивлению персонала, а также продумать мотивирующие мероприятия, которые позволять таковые решить.

Например, когда рассматриваются показатели удовлетворенности, тесно связанные с уровнем сопротивляемости следует уделить внимание таким аспектам, как:

  • анализ причин увольнения штатных сотрудников организации;
  • индексация зарплаты персонала;
  • определение надбавок тем сотрудникам, которые имеют отношение к поддержанию и совершенствованию СМК;
  • привлечение сотрудников, обладающих лидерскими качествами и молодых специалистов, знакомых с принципами и требованиями стандартов ИСО.

Руководство должно поддерживать способность персонала к самоконтролю и самоорганизации, компетентность, профессионализм, высокую степень исполнительной и технологической дисциплины. Благодаря именно такому подходу внедрение СМК и дальнейшее функционирование системы будут наиболее эффективны.


Закрыть
Оставьте заявку и мы с вами свяжемся!

Ваше имя *
Это поле обязательно для заполнения
Ваш телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Ваш e-mail *
Введён некорректный e-mail
Компания
Город
loading...
Скачать программу обучения