Парламентские слушания, посвященные теме «Развитие института саморегулирования: проблемы, пути их решения и перспективы» провели на прошлой неделе в Совете Федерации.
На повестке дня обсуждались самые актуальные вопросы, связанные с функционированием, развитием и совершенствованием института саморегулируемых организаций. Мы выделили в выступлениях наиболее интересные и важные моменты, которые касались саморегулирования в строительстве и других сферах.
1) По мнению председателя Экспертного совета по вопросам регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности и участника Комитета Совета Федерации по экономической политике, сенатора Антона Белякова, в нашей стране идет процесс активного расширения областей применения саморегулирования, что является показателем готовности бизнеса к самоорганизации и принятию ответственности за происходящие рыночные процессы.
Беляков подчеркнул, что саморегулирование должно стать одним из инструментов снижения административных барьеров и избавления бизнеса от чрезмерных разрешительных и контролирующих бюрократических процедур. Он также отметил, что развитие и расширение влияния СРО затрудняется из-за проблем и недостатков нормативно-правового регулирования, и после их устранения институт саморегулирования сможет играть более значительную роль в экономике страны.
Сенатор также заявил, что фрагментарность и недостаточная проработанность правового обеспечения порождает определенное недоверие органов государственной власти к институту СРО. Помимо правовых недочетов, на сложившуюся ситуацию негативно влияет неготовность многих СРО полноценно выполнять свои функции, недостаточная эффективность взаимодействия СРО с госорганами и потребителями. «На государственном уровне обсуждается возможность возвращения к лицензированию отдельных видов деятельности», — сообщил Беляков.
2) Замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис в своем докладе рассказал о проблемах СРО в строительной и жилищно-коммунальной отраслях. Представитель министерства рассказал о законопроекте введения лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ, которая должна заменить систему саморегулирования отрасли. Эта инициатива вызвана необходимостью навести порядок в жилищно-коммунальной сфере: «Складывается ситуация, когда государство есть, контроль за деятельностью УК есть, а проблема качества коммунальных услуг остается», — заявил заместитель министра. В сложившейся ситуации собственники жилья не имеют возможности заменить недобросовестную УК, так как часть управляющих компаний, по словам Чибиса, «аффилирована с местными властями», а в случае с собственниками жилья в новостройках – с застройщиком. О недостаточном регулировании обязательств застройщиков, по мнению заместителя Министра строительства и ЖКХ, свидетельствует практически полное отсутствие на протяжении нескольких последних лет выплат из компенсационных фондов СРО в строительной сфере.
3) Максим Смирнов, заместитель главы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии напомнил парламентариям, что изначально саморегулируемые организации были созданы с целью уменьшения административных барьеров в отдельных отраслях экономики, однако эта цель не была достигнута. По его словам, необходимо повысить эффективность контроля деятельности СРО со стороны его участников, потребителей услуг и государственных структур. Докладчик коснулся и другой важной функции саморегулируемых организаций – установления стандартов предпринимательской и профессиональной деятельности, заметив, что этот механизм все еще не получил правового закрепления.
«Необходимо особо отметить отсутствие общего порядка принятия федеральных стандартов, разрабатываемых саморегулируемыми организациями», — отметил Максим Смирнов.
4) Виктор Плескачевский, вице-президент РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей), заявил, что принципы функционирования саморегулируемых организаций должны быть едиными для всех сфер, использующих механизмы саморегулирования.
Он мотивировал это тем, что цели и задачи саморегулирования одинаковы для всех экономических сфер – это самостоятельная деятельность участников по разработке и внедрению стандартов и правил экономической деятельности, а также осуществление контроля за соблюдением законодательства.
«Самая главная проблема — разделение компетенции между государственными органами и саморегулируемыми организациями. У саморегулируемых организаций, в отличие от чиновников, есть механизм материальной ответственности. Последний не всегда хорошо работает, но принципиально важно, что он есть, и его можно улучшать».
5) Сергей Гаврилов, председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности отметил важность саморегулирования в современной экономике и необходимость решать проблемы не только с помощью инициативы со стороны законодателей, но и с привлечением самих участников профессионального сообщества СРО.
Среди направлений совместной работы Гаврилов назвал расширение полномочий, ответственности и компетентности саморегулируемых организаций, выработку общих профессиональных стандартов, а также увеличение финансовой ответственности СРО.
Эксперты, среди которых были представители исполнительной и законодательной власти, отметили определенное недовольство федеральных органов процессами развития СРО, однако в большинстве своем выступили за сохранение механизмов саморегулирования. Однако все выступающие сошлись во мнении, что правовые и административные вопросы, связанные с деятельностью СРО необходимо доработать и усовершенствовать в кратчайшие сроки.
По мнению большинства докладчиков, институт саморегулирования в своем нынешнем виде уже достиг уровня развития, который позволит передать часть полномочий государственных органов в ведение участников СРО. Однако нужно не только административно оформить передачу полномочий, но и дать системе развиваться самостоятельно, отмечают эксперты. Параллельно с расширением прав саморегулируемых организаций, нужно ужесточить требования и ответственность за недобросовестное выполнение обязанностей участниками рынка – от исключения из состава СРО и удаления сведений о них из государственных реестров до увеличения материальной ответственности за нарушения.
По итогам слушаний участники слушаний приняли решение в кратчайшие сроки составить предложение по декоммерциализации саморегулирования не только в строительно-проектных организациях, но и в других отраслях.