Идея сформировать саморегулируемую организацию в сфере железнодорожного транспорта по аналогии с некоммерческим партнерством «Совет рынка» в электроэнергетике нашла положительный отклик среди представителей рынка ж/д перевозок, угледобывающих и металлургических предприятий.
Ещё занимая пост премьер-министра РФ, В. В. Путин на проходившем в Кемерово совещании, посвященном развитию угольной отрасли, поднял вопрос о необходимости создать такую СРО в сфере железнодорожных перевозок. Внимание главы правительства привлекла проблемная ситуация, сложившаяся в минувшем году с вывозом грузов. По мнению премьера, СРО может стать именно тем эффективным инструментом, который позволит упорядочить погрузочные ресурсы – скоординировать работу и обеспечить баланса интересов присутствующих на рынке железнодорожных перевозок участников.
С другой стороны, ОАО «РЖД» пока не совсем хорошо представляет себе объединение в единой саморегулируемой организации перевозчиков, грузоотправителей и владельцев подвижных составов, поскольку разработать для них общие правила и стандарты довольно сложно.
Однако участники рынка ж/д перевозок позитивно оценивают участие операторов в СРО, сами операторы настаивают на том, чтобы закрепить законодательно необходимость обязательного членства в саморегулируемой организации компаний-операторов, поскольку это позволит СРО получить полномочия, аналогичные тем, что имеет сегодня «Совет рынка».
Напомним, что на данный момент обязательным является вступление в СРО в строительстве и СРО энергоаудиторов. Кроме того, 25-го мая Госдумой был принят в первом чтении законопроект, предписывающий обязательное членство в профильных саморегулируемых организациях УК многоквартирных домов (пока в этой сфере единственным критерием выбора поставщика качественных услуг является прохождение таковым сертификации ЖКХ).
Стоит отметить, что успешный опыт «обкатки» саморегулирования в сфере ж/д перевозок грузов уже есть. Речь идёт об образованном в 2009 году НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава», учредителями которого стали 12 компаний-операторов. Ключевой целью создания партнерства послужило стремление создать авторитетную площадку для проведения конструктивных диалогов с регулирующими органами государства и непосредственно с РЖД. После того, как в 2010 году в состав НП вошла «Первая грузовая компания» (ОАО «ПГК») партнерство начало подготовку к регистрации в статусе саморегулируемой организации, которую и прошла в апреле 2011 года. Сегодня в составе СРО железнодорожного транспорта 28-мь компаний, контролирующих в совокупности почти 75% зарегистрированного в РФ парка грузовых подвижных составов.
Как поясняет пресс-служба ОАО «РЖД», в преддверье грядущей структурной реформы в сфере железнодорожном транспорта условия необходимые для создания системы саморегулирования уже созданы. Членство в СРО получили ряд отдельных участников рынка операторов грузовых вагонов.
По мнению, представителей угольных и металлургических компаний именно саморегулирование позволит коренным образом изменить сложившееся на РЖД положение и исключить вероятность повторения проблем с вывозом грузов.