Вопрос о том, насколько надежны строительные организации, получившие допуски зарегистрированных за пределами Уральского федерального округа межрегиональных СРО строителей, неоднократно обсуждался в ходе окружных конференций строительных саморегулируемых организаций УрФО. В чем заключается суть проблемы?
Каждая строительная компания вправе стать участником любой СРОС, при этом полученный ею допуск позволяет выполнять заявленные работы на всей территории РФ. Месторасположение возводимых объектов и офиса самой компании значения не имеет, главное способность данной организации безопасно и качественно осуществлять строительные работы. Какое-либо ограничение действия допуска по территориальному признаку противоречит законодательству.
В первом полугодии 2011 года в УрФО численность членов СРОС увеличилась на двести компаний, 316-ть предпочли уйти за пределы округа. По словам Ильяса Уразметова, возглавляющего контрольную комиссию НП «СРО Тюменской области», складывается мнение, что вступление в СРО иных регионов предпочтительнее для строительных организаций, стремящихся уклониться от контроля. Ведь местные саморегулируемые организации всегда могут быть в курсе того, насколько качественно выполняет работы та или иная компания и какие проблемы у неё существуют.
Организованная в августе текущего года Координатором НОСТРОЙ в УРФО инициативная проверка строительных компаний участников межрегиональных СРОС должна была показать, находятся ли таковые по месту своей регистрации и ведут ли они строительную деятельность. Из 50 выделенных для проверки компаний удалось обнаружить только 20, при этом часть из них отказалась допускать проверяющих.
31-го августа результаты проверки были оглашены на заседании Координационного совета по вопросам госстройнадзора и взаимодействия с саморегулируемыми организациями при полпреде Президента РФ в УрФО.
Комментируя проведенные в Екатеринбурге мероприятия, глава Департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования НОСТРОЙ Л. Е. Бандорин обратил внимание на то, что хотя сам по себе факт отсутствия менеджмента строительной компании по месту регистрации еще не свидетельствует о её сомнительной репутации, встает вопрос, насколько хорошо контролируют своих членов сами СРО.
Координаторы НОСТРОЙ по федеральным округам не имеют законодательно закрепленного права на проведение подобных проверок. Функции контроля соответствия членов СРО строителей минимальным требованиям к выдаче допуска возложены непосредственно на саморегулируемые организации. Единственным органом надзора, полномочным осуществлять проверки деятельности СРО строительного комплекса, является Ростехнадзор, начавший проводить внеплановые проверки СРО, на которые саморегулируемое сообщество давно обращало внимание, совершенно недавно. Часть экспертов придерживаются мнения, что искоренить допущенные при выдаче допусков СРО строителей нарушения удастся не менее чем через два года.
Л. Е. Банодорин отметил, что межрегиональные саморегулируемые организации — это крупнейшие объединения, составляющие первую десятку СРО строителей по численности участников. Они успели хорошо себя зарекомендовать и, в целом нареканий по поводу их деятельности нет. Ряд таких СРО успешно прошли добровольный аудит НОСТРОЙ. Несмотря на то, что каких-либо преимуществ региональным СРО давать никто не планирует, наладить взаимодействие на местах необходимо.